});
ШКОЛА РОДЧЕНКО ОНЛАЙН
школа родченко онлайн / 14 октября

Искусство новых медиа:
актуальные имена и события

Современные художники все чаще обращаются к возможности конструировать реальность при помощи новых медиа. Первые попытки соединить привычные художественные формы и современные технологии предпринимались еще в 60-е годы XX века. Тем временем область медиаисследований активно развивается и становится все более актуальной.

Что это такое

Искусство новых медиа — это широкий термин, который охватывает формы искусства, создающиеся с помощью новых технологий. Художник для реализации своего замысла может свободно использовать любые технологические решения и даже изобретать новые. С появлением новых форм и технологий список жанров и направлений искусства новых медиа увеличивается, поэтому само определение подвергается постоянному изменению. Среди названий можно также встретить «мультимедийное искусство», «цифровое искусство» и другие. Часто, в своей практике художники используют научные методы и исследования для создания своих работ, прибегают к помощи ученых. Такую область называют art&science.

Немного истории


Нам Джун Пайк был одним из первых, кто стал активно экспериментировать со способами изменения телевизионного изображения. На выставке Exposition of Music-Electronic Television в 1963 году Пайк представил инсталляцию из 12 телевизоров, которая стала одной из первых заметных работ художника. Основатель видео-арта мастерски синтезировал свою любовь к аналоговым медиа с эстетикой робототехники.

Развитию био-арта мы обязаны эксцентричному Джо Дэвису.

Ученый-художник создал аудиомикроскоп, благодаря которому можно услышать живые клетки. Среди его художественно-биологических открытий карта галактики Млечный путь в ухе трансгенной мыши, фрагмент сочинения Гераклита в ДНК мухи-дрозофилы, 50 тысяч страниц Википедии в геноме яблони.

Фото discovermagazine.com sobaka.ru

Советский художник и архитектор Вячеслав Колейчук создал отдельный вид искусства, который обозначил как светостереография, а также технику «самоколлажирования» и инструмент для исполнения музыки сфер. Художник активно разрабатывал принцип самонапряженных конструкций. Еще будучи студентом он соорудил шестиметровую мерцающую модель атома, которую можно было увидеть парящей в воздухе над площадью Курчатова в Москве.

Фото russianartarchive.net

Фигура математика Фридера Наке стоит у истоков компьютерного искусства. Изобретение Polygon Drawings на основе вероятностного подхода создает паттерн и определяет его цвет. Это один из ранних примеров рождения визуального искусства с помощью авторской математической программы.

Фото spalterdigital.com

Элвина Люсье можно назвать пионером саунд-арта. В своих творениях он раскрывает уникальный эстетический потенциал звука, исследуя его физическую природу и траекторию движения, акустику пространств, а также психологию и физиологию звукового восприятия.

Фото festival.trajectoryofmusic.org

Стеларк стал известен всему миру как художник с выращенным третьим ухом на своем теле. Свою художественную жизнь он посвящает искусству перформанса. В работах Стеларк использует медицинские инструменты, системы виртуальной реальности, биотехнологии, а также протезирование, робототехнику и интернет. Художник создает интимные и непроизвольные взаимодействия с телом и его последующие трансформации.

Фото https://stelarc.org
На просторах интернета можно найти колоссальное количество информации о медиахудожниках, но как стать одним из них?
Мастерская
Алексея Шульгина
В мастерской Алексея Шульгина у вас есть возможность досконально изучить интерактивные, коммуникационные и смешанные медиа, медиа-инсталляцию, медиа-перформанс и саунд-арт. Это программа для тех, кто интересуется новыми медиа как феноменом культуры и искусства. В мастерской помогают выстроить фундамент современного мышления, охватывающий культуру и ее связи с технологией, и применить знания на практике. Вы научитесь самостоятельно разрабатывать и воплощать проекты, рефлексирующие современный медиатизированный мир, в том числе в пространстве современного искусства.
Нужно понимать, что искусство новых медиа — это не просто набор однородных практик, а сложная область, объединяющая несколько основных элементов: систему искусства, научные и промышленные исследования и политико-культурный медиаактивизм. Существуют значительные различия между учеными-художниками, художниками-активистами и художниками-технологами. Связано это в том числе и с тем, что они имеют разные подготовку и технокультуру, а как следствие и разную художественную продукцию. Поэтому одна из основных задач мастерской — в процессе обучения познакомить вас со всеми основными направлениями, концепциями и фигурами из истории медиаискусства.

Какие направления существуют

Artistic computer game modification
ASCII art
Bio Art
Cyberformance
Computer art
Critical making
Digital art
Demoscene

Digital poetry
Tradigital art
Electronic art
Experimental musical instrument building
Evolutionary art
Fax art
Generative art
Glitch art

Hacktivism
Hypertext
Information art
Interactive art
Kinetic art
Light art
Motion graphics
Net art
Performance art

Radio art
Robotic art
Sound art
Systems art
Telematic art
Video art
Video games
Virtual art

Что вы изучите в мастерской

  • История медиа- и видеоарта
  • История современного искусства
  • Работа со звуком
  • Интерактивные среды (Pure Data, Max/MSP)
  • 3D моделирование
  • Анимация (Cinema 4D)
  • Движки видеоигр (Unity)
  • Виртуальная и дополненная реальность

Известные выпускники

  • Медиахудожник и инженер-программист. В настоящий момент работает над своим аспирантским проектом в академии медиа-искусств в Кельне. До 20 октября в V-A-C Zattere в Венеции проходит ее выставка «Время, вперед!».
  • Сфера интересов этой художницы охватывает гибридное искусство, новую эстетику, интернет вещей и искусственный интеллект. В этом году Елена приняла участие в AI_Stage GAMMA Festival в Санкт-Петербурге, Persisting Realities CTM Festival в Берлине и Ars Electronica Festival в Линце.
  • Медиахудожница, исследующая феномен наступающей тотальной виртуализации. Ее инсталляцию Rabbit Heart в этом году можно было увидеть на Винзаводе, а до 20 октября в Magasins généraux в Париже
  • Междисциплинарная художница. Финалист грантовой программы «Искусство и Технологии 2019» музея Гараж и финалист конкурса Nova Art 2019. Анастасия исследует эстетические и экзистенциальные вопросы современности, будущее носимых устройств и телесности. Один из последних проектов Red pixel показывает мультивариативность состояний тела и подходов к нему.
Мы собрали подборку важных событий и актуальных имен в искусстве новых медиа, которая точно вдохновит вас на персональные исследования в этой сфере.

Значимые фестивали в области медиаискусства

Ежегодный фестиваль, который осуществляется на базе уникальной площадки в австрийском городе Линц, посвященной вопросам будущего искусства, технологий и социума. В этом году организаторы призвали выйти из зоны комфорта и обозначили главную тему фразой «Out of the Box».
Крупнейший фестиваль электронной, цифровой и экспериментальной музыки, который проводится в Берлине. Здесь можно познакомиться с последними достижениями саунд-арта и проникнуться атмосферой авантюризма.
Еще один берлинский фестиваль, который поможет переосмыслить интернет как главный инструмент технологичного искусства. Выставка продлится месяц и будет сопровождаться семинарами, паблик-толками, презентациями и выступлениями. На transmediale представлены новые художественные работы, которые одновременно опровергают и реформируют социальные сети.
Это центр искусства новых медиа, который реализует насыщенную выставочную программу. Здесь можно встретить продукцию художников со всего мира. Например, до 27 октября проходит выставка Edge of Now, где представлены работы медиахудожников из Китая, Германии и Кореи.
Фестиваль на стыке современного искусства, технологий, науки и музыки. Программа включает в себя международную конференцию, концерты, перформансы, выставки и показы и охватывает широкий спектр областей, практик и дисциплин.
Каждый год в Белграде можно посетить фестиваль, который дает обзор самой актуальной ситуации в области музыки, изобразительного искусства и цифровой культуры. Приглашенные художники, лекторы и другие участники собираются вместе, чтобы представлять передовые достижения современной арт индустрии в мире.

Знакомимся с актуальными художниками

Joan Heemskerk и Dirk Paesmans создали сайт, где все не так просто. Исходный код страницы, которая выглядит как ошибка разработчиков, на самом деле отображает схемы водородной бомбы и цепной термоядерной реакции.
Канадский художник, деятельность которого сосредоточена вокруг эмоционального, социального и экзистенциального влияния технологий на современную жизнь.
Известен не только своей инсталляцией по мотивам игры «Супер Марио», но и множеством работ на стыке диджитал-технологий и поп-культуры.
Это коллаборация художника, молекулярного биолога и IT специалиста. Участники разрабатывают новые методы нейрокоммуникации и используют их для репрезентации своих идей в художественном пространстве.
Междисциплинарный художник и исследователь Дмитрий Морозов, который фокусируется на современном медиаискусстве, включая звук, робототехнику и инсталляцию. Особое внимание художник уделяет исследованию связей между возникающими системами и новыми видами технологического синтеза. Большое интервью с ::vtol:: можно почитать здесь.
Эта платформа была создана для объединения опыта ученых, хакеров и художников. Ресурс дает возможность всем заинтересованным в развитии био-арта сотрудничать и тестировать различные методы вне официальных лабораторий и художественных учреждений из любой точки мира.
Художник и исследователь, изучающий столкновения между природой, наукой, техникой, этикой, ритуалом, традицией и религией. Имеет степень доктора наук в Goldsmiths UoL по направлениям: «Искусственный интеллект» и «Машинное обучение и взаимодействие человека с машиной».
Художник, дизайнер, композитор, программист. Стал известен широкой публике в 2009 году благодаря серии видеороликов «Электрические стимулы для проверки лица» — экспериментального проекта по взлому тела. Дайто прикреплял к лицу электроды, которые деформировали его мышцы в ритме, синхронизирующимся с музыкой.
Объединение появилось в 2000 году в Екатеринбурге. Группа работает в сфере технологического искусства и использует широкий спектр мультимедиа. В своих проектах художники рассматривают мифологические и повседневные процессы как технологические, изучают механизмы взаимодействия человека и различных форм реальности.
Работы Пола часто выходят за грани искусства и включают в себя устройства сбора данных, которые исследуют как последствия опросов, так и отдельные генетические эксперименты, которые подрывают научное понимание расы и идентичности, критикуют институционализацию и корпоратизацию.
Большой цикл работ этого художника основан на синтезе искусства и технологий и создан в сотрудничестве с учеными, программистами и инженерами. Это интерактивные кинетические sci-art объекты, участвующие в международных выставках и фестивалях современного технологического искусства, таких как Lexus Hybrid Art, Ars Electronica, FILE Electronic Language International Festival и др.
Поближе познакомиться с мастерской Алексея Шульгина «Медиа и технологическое искусство» и учебной программой можно здесь.