Авторская фотография и Инстаграм
Алексей Корси: Сейчас идет большой подъем интереса в принципе к фотографии, и он настолько аккумулируется уже и к видео, современным каким-то методикам. Современная мода — это ТикТок, это формат коротких видео. Фотография — это уже что-то настолько близкое к коже и повседневному опыту, что она не воспринимается акторами, людьми как нечто, требующее какого-то дополнительного усилия, то есть эти фотографии появляются автоматически просто. Как пунктум, как автор соотносится с теми триллиардами авторов? Просто мы можем открыть Инстаграм и не закрыть его никогда, не просмотреть это никогда.
Владислав Ефимов: Не думаю, что они появляются автоматически, просто за этим потоком стоит большое количество авторов, в классическом понимании этого слова, авторов изображения, которое мыслит себя художественным, вот в этом проблема. Если мы хотим осмыслить, создать ряд изображений, то должны пользоваться своим авторским началом, отрицая его автоматически. Чтобы выйти на улицу и что-то снимать, я должен иметь авторскую заинтересованность, получать какую-то отдачу и творить, скажем так. Но, механизм, наработанный современным искусством, заставляет нас от этого авторства отказываться и пользоваться вот этим началом, телесным, началом как инструментом только. Это довольно болезненная штука, потому что ты не получаешь в итоге ничего почти что.
Владислав Ефимов: Я говорю о моделях, системах описания мира, что меня волнует очень сильно, потому что я к этому склонен, которые бы выключили наконец авторское начало, композицию, кадрирование, приключение, событие наконец, чтобы этого всего не было, чтобы это исчезло. Архивы не подходят для этого, потому что архивами, этими мешками с мусором, пользуются художники для спасения своей живописи, как какой-нибудь Рихтер накапливает, он спасает изображения, а одновременно он, конечно же, в большей степени озабочен своей собственной живописью, как ее осовременить, как ее спасти тоже. То есть такая вполне себе человеческая, романтическая штука, опять же связанная с личным приключением, книга с вот этим поиском архивов. То есть люди находят архивы, люди находят мусор, в Инстаграме можно копаться точно так же, он уже структурирован. Либо это архив какого-нибудь музея, выброшенный на помойку, либо это что-то, выброшенное на помойку из какого-то места, либо это Инстаграм, та же самая помойка.
Юрий Пальмин: Инстаграм — это не совсем та же самая помойка, потому что в Инстаграм каждая картинка привязана к субъекту, каждая картинка привязана к некоторому автору. Я говорю о том, что интересно было бы посмотреть, насколько эти авторы осознают собственную субъектность в качестве авторов.
Александр Иванов: Когда мы говорим о фотографии как об образе, первое, что нам хочется сделать — это связать фотографию со всей системой образов, соответственно, с историей искусства. То есть, грубо говоря, если мы так будем рассматривать Инстаграм и там искать авторство, как мы делаем в случае искусства, то мы обнаружим самое слабое, что есть в Инстаграме, а именно попытку сделать красивое изображение, красивый пейзаж или натюрморт, красивый портрет или selfie. В этом смысле Инстаграм — это просто настоящая помойка. Но Инстаграм невероятно интересен не этим. Мне кажется, что есть такой криптоИнстаграм. КриптоИнстаграм — это, например, что? Допустим, у вас есть такая задача, найти какой-то дом в городе, и вы не можете его найти, и вам на том конце мессенджера говорят: «Сфотографируй мне место, где ты стоишь — я скажу, куда тебе повернуть». Другими словами, куча именно фотографических вещей, связанных с фотографией не как историей искусства, не с тем, что фотография привязывается нами автоматически к живописи, акварели или скульптуре. Надо обрубать эти связи фотографии с Большим Искусством, они нас приводят в тупик, они не интересны.
Александр Иванов: Сегодня главный герой Инстаграма — это не тот, кто фотографирует, а тот, кто продает свою фотографию, продает именно в прямом смысле, то есть это коммерческая фотография коммерческий Инстаграм, корпоративный или даже персональный, который продает, например, одежду, косметику, петушествия и так далее. В этом простая тайна Инстаграма. Любой человек из Инстаграма что-то тебе, грубо говоря, впаривает, он хочет, чтобы ты что-то купил, купил в виде образа или еще чего-то, но купил… За камерой сегодня стоит не автор, а маркетолог, вот это важно. Именно маркетолог так видит мир.
Владислав Ефимов: Исток фотографии научный, физико-химический, не забываем это, и ее манера отображать, изображать реальность, такая колкая, документальная — нам кажется, что документальная, собачки не понимают, а мы понимаем, — это и есть основное. В принципе фотография не является творческим инструментом: это все иллюзия творчества, простой и дешевый способ получить изображение, самовыразиться, доказать свою глубину внутреннюю вот эту, внутреннее пространство, «Я», «я так вижу». «Я так вижу» не получается. А если «я так вижу» получается в массе, как ты говоришь, в Инстаграме, тогда это можно анализировать, но встав над этим многомиллионным видением на какую-то высшую ступеньку. Я пока этой ступеньки не вижу.
Юрий Пальмин: Конечно, в традиционном понимании, фотография бывает двух видов: одну из них можно условно назвать «вот как я вижу», и эта фотография представляет интерес определенный социологический, вторая условно называется «вот что я видел», и это фотография как протез памяти, и она интересна. Но действительно, мы все это прекрасно понимаем, есть еще фотография, которая называется «вот чего я не заметил», и это та самая фотография, в которой возникают эти проколы, пунктумы, и тут самое важное, что фотограф этого не видит, снимая.