Эльчин Ализаде: Российские издательства часто финансируют производство понравившихся им авторов, которые к ним приходят. Возьмите свои фото, сверстайте из них фотокнигу и отправьте в российские и зарубежные издательства. Еще в Москве есть несколько ризографических мастерских, где можно недорого напечатать себе свой первый фотозин. Это, по-моему, можно себе позволить.
Саша Маршани: Или фотоконкурсы оригинал-макетов, в которых крутейшие получают возможность издаться. Последнее, что я видел, — макеты на The Unseen Dummy Award в Амстердаме. Макет-победитель вообще состоял из трех кусочков картофельного мешка с шелкографической печатью. Ты думаешь: «Вау! Был же просто картофельный мешок, а сейчас искусство». Это выглядит смело. В то же время, есть очень дорогие издатели с деньгами и спонсорами. Да, в Европе вообще есть государственная поддержка. В Дании, например, некоторым издателям дают деньги и говорят: «Сделайте классно, а потом продавайте классно».
Ольга Матвеева: Любой автор должен быть активен, без этого никак. Отправляя свою работу на конкурсы, ты, конечно, не получаешь никаких гарантий, даже если она у тебя очень крутая. Не факт, что тебя будут ждать с распростертыми руками и обязательно напечатают. Но ты получишь возможность показать свою работу разностороннему жюри. В России есть портфолио-ревю, их огромное количество в Европе. Нужно быть активными, ездить и мониторить, что, где и как дают. Есть много хороших бесплатных конкурсов, на которые можно отправлять свои макеты.