Click to order
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
ШКОЛА РОДЧЕНКО ОНЛАЙН
* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
школа родченко онлайн / 24 марта

Дайджест работ студентов

Лаборатория Кирилла Савченкова «Трансмедиа. Современные художественные практики»
Подробнее о программе
Делимся семестровыми работами студентов лаборатории Кирилла Савченкова. Отправной точкой для создания проектов стала тема Wavering trust («Колеблющееся доверие»).

Студенты лаборатории — художники и художницы — работают с расширенным полем инструментов и медиумов. География участников — Москва, Санкт-Петербург, Омск, Кельн (Германия), Екатеринбург, Саратов, Патруши (Свердловская область). Некоторые из представленных работ являются законченными выставочными проектами, другие — ожидают реализации.
Маша Александрова

Колыбельные для гибискуса

В своей работе я обращаюсь к процессу «окультуривания» и определенным формам заботы человека о растениях: практика графтинга — привитие одного растений на другое, практика топиара — формирование кроны различной формы в декоративных целях, практика выращивания бонсая за счет уплощения корневой системы и постоянного подрезания веток, практики интродукции, в частности перенос южных растений в северный климат и пеленание таких растений на зиму и другие.

Меня интересует вопрос этической неоднозначности процесса «окультуривания», нередко он включает в себя практики насилия, но в то же время делает растения более киборгианскими, позволяют им расширять свой ареал обитания и видовое разнообразие, создает гибридные союзы и формы отношений между человеком и растениями.
Светлана Смирнова

Эффект наблюдателя

Реальность меняется, если мы ее наблюдаем.
«Эффект наблюдателя» — это и физическая теория, и когнитивное искажение, и метод работы в психологии. Из-за совпадения термина в разных сферах науки, возникло множество метафизических теорий — квантовое сознание, трансерфинг реальности, течение New Age.
Вернер Гейзенберг, физик-теоретик, один из создателей квантовой механики, написал книгу «Физика и философия», внутри которой он пытался объяснить ошибочность совпадения термина «эффект наблюдателя» в разных сферах науки. Но, помимо книги Гейзенберга, существует множество статей, сайтов, видеокурсов и тренингов о том, как сознание влияет на реальность и меняет ее.
Читать больше
Работа состоит из зеркального экрана — кинетической скульптуры, которая реагирует на перемещение посетителей в пространстве. На зеркальный экран направлена проекция цитат из книги Гейзенберга «Физика и философия» и страницы «Википедии» об «эффекте наблюдателя».

Когда в помещении никого нет или посетитель неподвижно стоит перед работой, текст на стене можно прочитать. В остальное время текст превращается в переливы света, похожие на северное сияние, в аттрактивный эффект, в котором сложно уловить смысл. Оказавшись в выставочном зале, зритель опосредованно влияет на инсталляцию — физическое присутствие наблюдателя влияет на оптическое искажение текста.
Евгения Тарасова

Без очертания

«Без очертания» обращается к теме антропологической революции, трансформации культуры, ставит онтологические вопросы, провоцирует диалог между архитектурой и письмом.

«Человек не может сказать о себе ничего, как и в начале мира или мире после конца. Есть лишь всесильный вечноповторяющийся миф»

Предмет для показа — не фото, не живопись, не объект, а пространство, воспринимаемое во времени. Пустота, созерцательность, перформативность, тактильность и работа с текстом, образом письма. Как киноэссе. В нем просто нужно пребывать какое-то время.
Мария Кокунова
(в соавторстве с Ю. Павловым, Л. Гладышевой и С. Сергиенко)

Ошибка

Мой проект — это попытка представить субъекта новых плоских онтологий с множеством перспектив и сравнение этого опыта с феноменом ассоциированного психоза (совмещение симптомов маниакально-депрессивного психоза и шизофрении) и «состоянием» субъекта эпохи позднего капитализма.

Общее у исследуемых явлений: преобладание спекулятивного Я над практическим и невозможный опыт — сочетание противоположных темпоральных режимов — остановка, стазис (при шизофрении) и движение, скорость (при психозе); в опыте современного субъекта можно выделить похожие «симптомы» — при использовании смартфона и компьютера одновременное нахождение тела в статике, сознания — в динамике, синдром фантомных вибраций, СДВГ, гиперстимуляция.
Читать больше
Работа существует в виде нет-арт проекта: субъект и нарратив сконструированы с помощью цифровых фотографий и дополнены «лентой мыслей». Каждая фраза — «симптом» — обрамлена специально написанным кодом, связанным с ней по смыслу и соответствующим по логике своей функции одному из противоположных темпорально-психотических режимов.
Сон Чжи Хён — Элизабет

Голый город

Пустырь, заброшенное здание под снос, реконструкция, голая арматура — здесь обнажается городская ткань, тщательно скрытая коммунальными службами от взглядов жителей. Но происходят вторжения, когда строительный мусор оказывается посреди тротуара, заставляя пешеходов менять привычную траекторию. В проекте строительный мусор становится сакральным артефактом, манифестирующим голую жизнь города.
Наташа Ши

Документация временного сожительства

Существа, появившиеся в местах временного забвения во время заботы о пограничном спокойствии на границе личной территории проживания.

По «легенде», эти витальные существа, которые выросли из забытых в пространстве материалов, набранных без оценочного выбора и пригодности набираемых свойств внеэволюционно, выброшенных бытовым перепотреблением, и продуктов тревожности, являются соседней с человеком формой жизни не-органики. Их взаимодействие между собой не имеет никаких явствующих однородных признаков и, возможно, отсутствует, формы их существования изменчивы и неструктурируемы извне. В настоящий момент (24.02.2021) они продолжают присутствовать в общем жилом пространстве, и архив для личного пользования является одной из форм видимости и документации текущего сосуществования. Одно из существ, кажется, покинуло данный ареал обитания и в документацию на текущий момент не попало.
Людмила Калиниченко

Kiss-s-s

Методика «завоевания доверия собеседника» очень часто построена на повторах и копированиях: рекомендуется копировать жесты вашего собеседника, несколько раз в разговоре упомянуть его имя.

Пилоты самолетов используют чек-лист и повторы, перепроверяя друг друга перед полетом, чтобы исключить ошибки и неисправности.
Подобные алгоритмы используются во время тренингов, переговоров и других видов коммуникаций, нацеленных на успех. Это отчасти превращает отношения в интуитивную игру «верю-не верю».
Читать больше
Точно так же «формулы доверия» используются в технологии. Эти приемы накладываются на интерфейс и очеловечивают его. Голосовые помощники не только помогают нам в операциях, но и становятся близкими друзьями, партнерами, возлюбленными, соратниками. Интерфейсы имеют исключительный доступ к нашему дому, нашим данным, профилируют нас.

Но что происходить дальше с полученным доверием?

На заданную тему «Wavering Trust» я решила ответить чем-то случайным, естественным, телесным, реальным. Тем, что может обезопасить меня и снять тревожность.

— ПОЦЕЛУЕМ
— Kiss-s-s. Укус сывороткой доверия.

Мультимедийная инсталляция представляет собой противопоставление случайного и алгоритмического, реального и цифрового, максимально отстраненного и приближенного. Отношения зарождаются и переплетаются, одно становится авторизацией другого.

Выбранные медиа:
Анатомический поцелуй, частично вышитый вручную на ткани с необработанными рваными краями с одной стороны и скопированным графическим контуром лица китайского голосового помощника Сяоайс. Некоторые лица Сяоайс транслируют видео с движением лава-лампы. Конструкция собирается на медицинский штатив для длительных вливаний. Инсталляцию завершает умная колонка «Яндекс», которая голосом Алисы, российского голосового помощника, транслирует рекомендации из методик по «завоеванию доверия собеседника».
Виктория Гордеева

I Was There When It Happened

Собиратели обеспечили доступ к реальности или к контурам ее нечеткого отображения. Что осталось после конца или было оставлено до начала?

Миф обретает плоть в цифровом пространстве, встраиваясь в системы знаний и клонируя бессмысленные связи. Подобная траектория прослеживается, начиная с фолк-хистори, криптоистории и теории заговоров, как признаки набирающей обороты альтернативной истории, следуя через нью-эйдж к постсекуляризму.
Читать больше
Здесь заметно проявлено спекулятивное обращение к антропологическому методу и стремление к его снятию, возвращение традиции, выступающей против тенденций современного неолиберализма. Также в этом контексте, как реакция на запрет всего трансцендентного и бессознательного, активно распространяются новые религиозные движения, часто в форме религиозного синкретизма. Они позволяют последователям обрести надежду на возвращение витальности, обращаясь через мифотворчество к архаичному и предлагают иллюзию выстроенной в устойчивую систему плюралистической истины.

В моем случае, подобный опыт тесного взаимодействия внутри неоориенталистского движения привел к религиозной травме. Из этого посттравматического состояния я рассматриваю апофению как свойство психики, обращаясь к символам распространенным в сюжетах альтернативных наук.

Агроглифы или круги на полях — случайно собранный талисман, сломанный мистический артефакт, неизвестно, созданный ли людьми, природными явлениями или все-таки имеющий внеземную природу. Может помещаться в углу гостиной или на зеркале заднего вида.

Для создания объектов я использовала материалы, утилитарные свойства которых намекают на их найденность. В работе использованы: картон, воск, ржавая металлическая цепь, листья мертвых растений. Стимуляция процесса коррозии или разложения вскрывает различную темпоральность материалов, указывая тем самым на их покинутость.
Елизавета Фролова

Будущее. Твой выбор

Человек воспринимает свое существование в рамках начала и конца Времени. Но есть ли у Времени начало и конец?
Тогда возникает вопрос: а что есть будущее, настоящее и прошлое? В какой момент Времени Человек существует?
У каждого Человека есть Выбор: да или нет, сегодня или завтра, день или ночь.

Каждый сам определяет, где он находится.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать ссылки на новые материалы о фотографии и современном искусстве и быть в курсе новостей школы.