Click to order
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
ШКОЛА РОДЧЕНКО ОНЛАЙН
* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
школа родченко онлайн / 17 января

«Сони», «мьюшка» и Carl Zeiss на 55 мм: на что снимают преподаватели Школы Родченко онлайн

Спросили у Евгении Чапайкиной, Дмитрия Лукьянова, Марго Овчаренко, Ольги Матвеевой и Александра Ануфриева о любимых фотоаппаратах, первой камере и аксессуарах, которыми они пользуются. Немного спойлеров: мнения относительно Sony — полярные, любовь к пленочным «компактам» встречается даже у профи, а начинается карьера в фотографии, как правило, со случайности.
Спросили у Евгении Чапайкиной, Дмитрия Лукьянова, Марго Овчаренко, Ольги Матвеевой и Александра Ануфриева о любимых фотоаппаратах, первой камере и аксессуарах, которыми они пользуются. Немного спойлеров: мнения относительно Sony — полярные, любовь к пленочным «компактам» встречается даже у профи, а начинается карьера в фотографии, как правило, со случайности.
О своей камере
Сейчас моя основная камера — это Sony α7R первой версии. У нее замечательная детализация, точный, глубокий цвет и приличный динамический диапазон. Я купил ее в 2014 году — отпечатки с нее были сравнимы с принтами, которые получались на моей пленочной среднеформатной камере. Удобство работы с компактной цифрой было настолько ощутимо, что я быстро распродал всю аналоговую технику.

Из проекта «Завтра быстрого приготовления». Снято на Sony α7R

Из проекта «Завтра быстрого приготовления». Снято на Sony α7R
Об объективе
Объектив, который я использую почти все время, это родной Zeiss Sonnar (55 мм, f/1,8). Мне нравится неискажающее фокусное расстояние и нейтральный цвет этого стекла. Не люблю, когда оптика слишком явно видна в кадре. Разрешающая способность у объектива тоже потрясающая. Даже мыслей нет его на что-то променять.
О камере для видео
Для видеосъемки и кино я использую гибридную камеру Sony RX10, она сочетает в себе все необходимые документалисту функции, у нее компактный корпус и качественная светосильная оптика. А самое главное, у нее есть встроенный ND-фильтр. Для видео это незаменимо!

Кадры из фильма «Клетки»

Кадры из фильма «Клетки»
О камере «на каждый день»
Как карманную камеру «на каждый день» я несколько лет использовал Panasonic Lumix LX100. Считаю, что это одна из лучших доступных «стритовых» камер. Все в ней прекрасно: эргономика, качество, размеры. Единственный минус — невозможно подключить внешний микрофон. Поэтому пришлось от нее отказаться.
О том, что ношу с собой
Я много работаю с искусственным светом... Это слишком большая тема для маленького интервью. Думаю, лучше посмотреть видеоролик со мной, снятый для Школы Родченко.
О том, как выбрать камеру для серьезного проекта
Думаю, сначала надо разобраться, в том, что такое серьезный проект. Камера, мне кажется, должна просто радовать. Чтобы хотелось ее в руках держать. Часто вижу, что люди, у которых есть достаточно хорошие фотоаппараты, предпочитают айфон, что тоже закономерно. А если уж дело до серьезных проектов дойдет, то необходимость в таких советах отпадет сама собой :-)
О камере и объективах
Моя основная камера на данный момент — «дедуля» Canon 5d Mark II. Громоздкий и шумный фотоаппарат, который я использую для запланированных творческих и коммерческих съемок. В поездках снимаю на телефон. Когда соберусь менять основную камеру, сделаю выбор в пользу полноформатной беззеркалки со сменной оптикой, для меня важен размер и вес без потери технических качеств.

Из проекта Feud

Из проекта Feud
Я использую два объектива. Canon (24–105 мм, f/4) — универсальный, быстрый и очень удобный в работе. И Canon (135 мм, f/2) — просто по любви. Снимаю на него все от портретов до репортажей. Этот объектив позволяет держать комфортную для меня дистанцию, когда это необходимо.
О пленочных фотоаппаратах
Есть еще несколько любимых камер, к которым я периодически возвращаюсь: легкий и бесшумный средний формат Mamiya 7, ноунейм-мыльница, которая делает из кадра 35 мм псевдопанораму (удивительно насколько меняется мышление во время съемки, когда смотришь в ее видоискатель) и Olympus mju II.
Об источниках света
Я часто снимаю ночью, поэтому при необходимости использую вспышку Canon и светодиодную панель Yongnuo. Диодный свет — удивительный ресурс, с ним ты начинаешь работать с изображением как скульптор, моделируешь объем, пропорции, расставляешь акценты. И все это возможно в полевых условиях.
Из проекта Anabiosis
Из проекта Intrusion
Из проекта Anabiosis
Из проекта Intrusion
О первой камере
Мой первый опыт в фотографии — отцовский «Зенит-Е» и мои 17 лет. Я тогда совсем не расставалась с камерой: носила ее на шее, снимала каждый день в любую погоду, заново открывая для себя город и не задумываясь о стоимости пленки (даже студент раньше мог себе позволить снимать по три ролика в неделю). Затем появился увеличитель «Ленинград» и бачки для проявки.

В первые годы было ощущение магии и силы от того, что овладев базовым набором технических навыков, ты можешь создать любое задуманное изображение. И, конечно, от работы с живым материалом — пленкой. Цифровая камера у меня появилась позже.
О съемке на пинхол
Лет десять назад я увлекалась съемкой на пинхол — так называют самодельную камеру с отверстием вместо объектива, собранную по принципу камеры-обскуры. Эта специфическая техника помогла мне расширить смысловое поле нескольких проектов.
Из проекта Blue Bay
Из проекта Pandora's Box
Из проекта Blue Bay
Из проекта Pandora's Box
Все началось с серии про натуристов на побережье Черного моря, в которой мне было важно обратиться к истокам фотографии. Тогда я впервые склеила пинхол из картона по чертежу, найденному в сети. Спустя пару лет эта же камера пришла на помощь, когда во время путешествия у меня украли всю фототехнику. Мне удалось быстро перестроиться и снять еще один проект на пинхол.
О том, как выбрать камеру
Выбор техники зависит от специфики проекта. Я снимаю на «цифру», средний формат, телефон, пинхол, делаю скриншоты из своих видео, часто печатаю вручную с цифровых негативов. Важно в первую очередь понимать, что ты хочешь сказать и какие средства тебе в этом помогут.

Своим ученикам я говорю, что мне все равно, на что они снимают проекты. Есть язык, внутренняя честность, конструкция, убедительность — мы работаем внутри этих категорий. Гораздо хуже неправильно подобранной камеры для меня другие вещи: небрежность и невнимательность в построении кадра, случайная картинка там, где ее быть не должно, или необоснованный выбор того или иного технического приема.
О новой камере
Вчера я купил себе новую камеру Nikon Z взамен Sony α7 III, на которую снимал три года. У Sony замечательный автофокус, но все остальное не очень хорошее, а на Nikon — я уже когда-то снимал, и мне все нравилось. Думаю, какое-то время она станет моей основной камерой.

Nikon — это суперудобно. Все кнопки там, где нужно, камера удобно сидит в руке. Все проблемы Sony здесь решены, правда есть свои — не очень надежный автофокус в следящем режиме.
Об универсальном наборе, который помещается в поясную сумку
Еще у меня долго была Fujifilm X100F — компактная камера со встроенным объективом. Очень удобная: легко можно кинуть в карман, ничего не весит, всегда с собой. Она долго была запасной — ну как запасной, скорее, камерой, которую не жалко убить, если что.

Из проекта Singing In The Dark Times

Из проекта Singing In The Dark Times
У меня даже был комплект, который помещался в маленькую поясную сумку и весил около килограмма: Fujifilm X100F, синхронизатор и две маленькие вспышки Godox. Готовый съемочный набор для любой ситуации!
Об объективах
Сейчас я планирую перейти на «фиксы», просто взять объективы от 28 до 105 миллиметров на Nikon Z. Проекты я в основном снимал на два старых «отверточных» Nikon: 35 мм, который сейчас стоит не больше 10 тысяч рублей, и 65 мм.

Больше всего проектов я снимал на 35-миллиметровый объектив — он маленький и очень шустрый. Проекты вообще лучше снимать на «фиксы», потому что они помогают соблюдать визуальное единство в кадрах. Когда у тебя «зум», часто возникает желание поменять фокусное расстояние — кадры могут сильно различаться, что не очень хорошо в серийной съемке. Проектность все-таки подразумевает съемку на одно фокусное расстояние. Ну или два , если вы каким-то образом миксуете их, чтобы они правильно сочетались внутри серии.

Из проекта New Moscow

Из проекта New Moscow
Как правило, я снимаю без каких-либо модификаторов света. Просто открытый источник, который я даю ассистенту. Обычно съемки динамичные, и мы много двигаемся и перемещаемся — с ассистентом это делать намного удобнее и быстрее, чем со стойками.
О первой камере
Моя первая камера — Canon D550 с самым дешевым 50-миллиметровым объективом. Я купил ее сам в 24 года. Не было классической истории про то, как я с бабушкой, дедушкой или папой проявлял фотографии в «даркруме» и влюбился в магию фотографии... Просто пошел и купил себе камеру, когда подумал, что было бы прикольно попробовать пофоткать.

Снимал котиков, листочки, цветочки, друзей, голубей. Ничего хорошего, в общем, я на нее не снял. Через год я ее продал и купил маленькую Fuji.
О важности техпроцесса
Каждый фотограф привыкает к какой-то оптике, «цифре» или пленке, определенной камере. Все эти вещи складываются в технологическую цепочку, в которой много звеньев. Это и камера, и объектив, и матрица, и обработка — все эти составляющие выстраиваются у каждого фотографа постепенно, и у каждого они свои.

Из проекта Close-Up Russia

Из проекта Close-Up Russia
Зачастую можно увидеть как классные авторы, у которых есть проекты, вызывающие восхищение, в какой-то момент начинают снимать безумно плохо — по моим наблюдениям, в подавляющем большинстве случаев это происходит, потому что они ломают эту технологическую цепочку: переходят с пленки на «цифру», меняют камеру или что-то еще.
О том, как выбрать камеру
Мне кажется, главное, чтобы камера была удобной и чтобы на нее получалось делать кадры, которые вам нравятся. Если это пленочная мыльница — класс, если Phase One за миллион рублей — тоже замечательно. У каждого свой путь и своя камера. Например, все любят Sony, а я ненавижу Sony. Я люблю Nikon, никто не любит Nikon. Так что главное, чтобы камера вам подходила.
О камере и объективах
Сейчас я снимаю на Sony α7R IV. Люблю ее за компактность и линейку оптики, а выбирала с учетом того, что я ношу весь свой набор на себе и мне важна легкость.

Снято на Sony α7

Снято на Sony α7R
Объектива у меня два, Zeiss Sonnar (55 мм, f/1,8), и Zeiss Loxia Biogon (35 мм, f/2). Остальное беру в аренду по необходимости, очень люблю эту возможность. Портреты снимаю на 55 миллиметров из-за автофокуса, а 35 миллиметров люблю за рисунок — сняла в этом году на него немало фото без людей в кадре.
О том, что ношу с собой
Я использую две вспышки Godox V1 (спасибо Саше Ануфриеву за совет), две самые легкие и маленькие стойки Manfrotto и пару зонтов (обычно белый на просвет и белый на отражение, но это неважно). Хороший «полярик» очень помогает как на заказных съемках, так и для решения некоторых творческих задач.

Снято на Sony α7R

Снято на Sony α7R
Еще у меня есть маленький отражатель «белый/серебро», но, если честно, я им очень очень редко пользуюсь — в основном мои герои садятся на него на землю :-)
О первой камере
Мой первый фотоаппарат — «Зенит 11». Чудовищная камера, у которой, кроме прочих недостатков, в видоискателе было видно около 60% кадра. Я зарисовывала, как кадрирую портрет, и сравнивала с тем, что получалось на пленке. А потом родители подарили мне Nikon F75, и эта камера была просто мерседесом после трактора.

Но дольше всего я снимала на Canon EOS-1, который купила у фотографа, снимавшего балет в Краснодаре. На него у меня не было хорошей оптики, но я получала большое удовольствие от процесса и пленочные сканы, которые получались мягкими и объемными.

Снято на Canon EOS-1

Снято на Canon EOS-1
Этих камер давно нет, но у родителей есть шкаф, который украшает коллекция пленочной техники — «Любители», «Старты», «Хольга».
О том, как выбрать камеру
Снять проект можно и на телефон, но как камера для обучения он не годится, потому что нужно попробовать много разного, чтобы понять процессы, найти стиль и прийти к пониманию, кто вы как автор. Нужна камера с мануальным режимом — сначала цифровая, потом пленочная.

На месте новичка я бы не инвестировала в дорогую камеру, а взяла бы б/у-фотоаппарат в хорошем состоянии, удобный и с объективом подороже, потому что оптика имеет колоссальное значение.
О том, как нашла свою камеру
Несмотря на то, что студенты часто спрашивают меня, как выбрать камеру, самой мне было сложно сделать этот выбор. Я точно решила двигаться в сторону беззеркалок с полной матрицей — это все, что я знала о своих желаниях.

Начала погружаться в нюансы, но на это уходило кошмарное количество времени. Тогда я решила схитрить. Расспросила нескольких друзей-фотографов, работы которых люблю, подвела статистику и купила то же, что у всех :-)

Снято на Sony α7R

Снято на Sony α7R
Это была Sony α7R. Мне очень повезло — я нашла почти новый вариант на «Авито», принадлежавший какому-то врачу. Он перешел на следующую модель, а мне досталась эта, предыдущего поколения. Я взяла ее в руки и сразу стала обожать! До сих пор мои чувства крепки, хотя прошло уже несколько лет интенсивных съемок и, по-хорошему, пора камеру менять.
Об объективе
C «сонькой» я использую Zeiss Sonnar (55 мм, f/1,8). Мне в этом сочетании нравится все: и резкость, и соотношение планов, и размер. Для меня это идеальная картинка, из которой можно выжать огромное количество информации. Самое главное — это фокусное расстояние подошло мне для съемки натюрмортов. А это моя страсть! В тех условиях, в которых я привыкла работать, этот объектив дает нужную мне глубину резкости.
О съемке на пленку и среднем формате
Еще есть «мьюшка» (Olympus mju II). Тут я тоже не уникальна, это известная камера, она всегда со мной.

Снято на Olympus mju II

Снято на Olympus mju II
Для меня такая фотография терапевтична. Чувствую, снимаю, потом анализирую. Хотя есть один очень важный для меня проект, который я снимаю этой камерой. Не буду углубляться в детали, но я фотографирую мужчин, на которых стою. Как хотите, так и понимайте!

Снято на Fujifilm GF670 (средний формат)

Снято на Fujifilm GF670 (средний формат)
Средний формат пришел в мою жизнь от жадности, очень хотелось попробовать все и стать взрослым фотографом. В итоге очарование красивой картинкой закончилось в момент падения рубля и подорожания пленки. Сейчас беру средний формат только под конкретные задачи.
О том, что всегда с собой
Самое главное для меня — бумажный скотч и стойки для фона. Такую систему я беру в в любое путешествие. И если фон можно найти на месте, то без скотча я даже на улицу не выхожу!
О первой камере
И тут со мной не случилось никаких нежных историй. Папа не дарил мне «Зенит», и я не проявляла в детстве пленку. И в фотографию пришла случайно, благодаря подружке, которая позвала меня за компанию сходить на фотокурс. Я тогда горевала по утрате мамы и решилась сходить, отвлечься. Пришла на занятие с Canon 450D и самым простым «полтинником».
Снято на Canon 450D
Снято на Canon 450D
Снято на Canon 5D Mark II
Подруга с фотографией завязала примерно сразу после окончания курса, а я связала с ней жизнь. Потом перешла на 5D Mark II.
О том, как выбрать камеру
Студентам я всегда говорю, что не отслеживаю технические новинки и не знаю характеристики всех камер. Я — олдскульный препод, ориентируюсь на устройство пленочной зеркалки. И вообще, я очень спокойно отношусь к выбору техники. Считаю, что всегда можно взять что-то правильное под конкретную задачу в «рентале», если есть необходимость.

При выборе фотокамеры посоветую слушать не продавцов-консультантов в магазинах, а свое сердце и мнение грамотных коллег. А еще — оценить свои финансовые возможности и не влезать в кредиты. Вот такой вот нетехнический совет. Помните, что снимать можно и на картонную коробку, было бы желание!

Еще помогает посмотреть в интернете, какую картину дает то или иное сочетание камеры и оптики, и как вы на это реагируете. Потому что бывает так, что технически камера отличная, но смотришь на картинку и ничего не видишь кроме уныния.