Click to order
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
ШКОЛА РОДЧЕНКО ОНЛАЙН
* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
школа родченко онлайн / 15 АПРЕля

«Мостик от автора к зрителю» — Ольга Матвеева и Женя Яхина о фотокниге, особенностях ее создания и любимых изданиях

Пообщались с Ольгой Матвеевой и Женей Яхиной — преподавательницами интенсива по созданию фотокниги в Школе Родченко онлайн. Ведущие программы рассказали о своем знакомстве с фотокнигой, ее значении для фотографов, местах для поиска референсов и том, что нужно знать, чтобы выпустить свое издание.
Ольга Матвеева
Художник, фотограф независимый куратор. Победитель конкурса фотокниг в рамках Vienna Photo Book Festival в 2014 году, участница шортлиста Moscow PhotoBookFest в 2017 году. Выпускница и преподаватель Школы Родченко.

Женя Яхина
Графический дизайнер, перформер, преподаватель Школы Родченко. В качестве дизайнера сотрудничала со Школой Родченко, театром «Электротеатр Станиславский», Центром современного танца и перфоманса «Цех», музеем «Гараж» и другими институциями.

О знакомстве с фотокнигой

Ольга Матвеева: Мое знакомство с книжной формой началось с учебы в мастерской Владимира Куприянова и Анастасии Хорошиловой на основной трехгодичной программе Школы Родченко в 2010 году. Владимир и Анастасия регулярно приглашали лекторов из разных областей (около) книжного дела: я участвовала в воркшопах нидерландского объединения Paradox, немецкого издательства Peperoni Books и берлинского проекта Der Greif. Непосредственно на просмотрах в мастерской мы периодически показывали друг другу книги фотографов, которые удавалось найти, и обсуждали их. Первый прототип фотокниги я сделала в 2011 году. В 2014 году моя книга Feud получила первый приз на Vienna Photo Book Festival.
Из книги Ольги Матвеевой Feud («Междоусобица»). Источник: olmatveeva.com/feud
Женя Яхина: Во время учебы в «Свободных мастерских» у нас был курс по фотографии, на одном из занятий мы обсуждали фотокниги. В 2012 году у меня было очень интуитивное представление о них. Я посещала европейские маркеты, и меня впечатлили книги, увиденные в Голландии и Германии, не только известных фотографов вроде Вольфганга Тильманса, но и малотиражные авторские издания. Но там книга — все-таки часть культурного кода, и возможности печати для некоммерческих художественных проектов совсем другие.

Чуть позже, уже с появлением растущего внимания к фотокниге в России, посещала фестивали и фотобукмаркеты на московских и петербургских площадках.

О последнем впечатлившем издании

Ольга Матвеева: Очень люблю небольшое немецкое издательство dienacht. Его основатель Калин Крузе (Calin Kruze) издает как свои книги, так и книги других авторов. Их часто объединяет тематика — мрачные, телесные, хрупкие, иногда фриковатые проекты. В работе он исключительно внимателен к материалам и экспериментирует с конструкцией и техниками печати, что позволяет расширить смысловое поле проекта и делает книги предельно тактильными.
Книги Калина Крузе Kammer и Lametta. Источник: dienacht-magazine.com/publishing
Книги Юли Бориссовой — пример тонкого и умелого сочетания дизайна и работы художника. Визуальный язык в ее книгах предельно свободен и не замыкается на медиа фотографии. Многие книги Юля создает вручную, используя техники ручных переплетов для смысловой поддержки своих проектов.
Из книги Юлии Бориссовой Let Me Fall Again. Источник
Женя Яхина: Из последнего, наверное, книга Нади Ермаковой An Ordinary Story — авторская книга о ее сыне, который рассказывает истории из своих снов, в которых он был сапсаном и теперь ходит в специальную школу, чтобы научиться стать птицей. Эта книга откликается во мне по своей идее, поэзии, взаимодействии со мной и форме. Мне близка эта история, развивающаяся словно из едва уловимого, останавливающая время вокруг меня, в которое можно суметь проникнуть, она возвращает меня к себе.
Из книги Игоря Баранчука Handjob. Источник
И книга Handjob — совместный проект фотографа Игоря Баранчука и дизайнера Степы Липатова — огромный архив фотографий московской клубной жизни 2010-х. Тонны динамичных и драматичных фотографий не сливаются в поток однообразных снимков и не теряют визуальную энергию. Где-то это сохраненные целиком кадры, где-то фрагменты снимков, застывшие на разворотах фигуры, эти слои подчеркиваются черным ризографом и горящей цифрой. Каждая фотография имеет сноску с привязкой к месту съемки или к описанию объекта в кадре. Это концептуальное и визуальное решение делает документальный проект личным высказыванием.

Где искать фотокниги

Ольга Матвеева: В Москве есть библиотека музея «Гараж», которая регулярно производит закупки новых изданий российских и зарубежных авторов и принимает в дар личные коллекции. Так постепенно формируется фотокнижный архив, который сейчас насчитывает около 2 000 изданий. В ЦСИ «Винзавод» появилось книжное пространство и магазин «Союзпечать», где также представлены российские и зарубежные авторы, работающие с книгой. В Санкт-Петербурге — книжный магазин в «ФотоДепартаменте». Особое место занимают принт- и букмаркеты (в Москве — «ФотоБукмаркет», «Вкус Бумаги»), на них съезжаются издатели и авторы из разных городов России. На маркетах можно познакомиться со всеми книжными новинками и, конечно, представить свои.

Женя Яхина: Еще в Москве есть «Граунд зин магазин», частная коллекция Лизы Вдовиной (@p_o_l_e_biblioteka).

Зачем фотографу издавать фотокнигу

Ольга Матвеева: Книга позволяет проложить мостик от автора к зрителю. Демократичная цена (сравнительно со стоимостью авторского тиражного отпечатка), компактный и тактильно привлекательный формат дают возможность приобрести понравившийся проект художника любому желающему.
Из книги Ольги Матвеевой Intrusion. Источник
Книга становится дополнительной формой презентации проекта художника, которая может попасть в частную коллекцию, выставку, магазин или библиотеку. Также книга — удобная форма связи с потенциальными ревьюерами и кураторами: отправляя копию книги на конкурс, мы расширяем круг потенциальных зрителей в профессиональной среде.

Женя Яхина: Авторская фотокнига позволяет рассказать многослойную историю, влиять на ритм просмотра, создавать дистанцию между содержанием и зрителем, передавать тактильные ощущения. Через паузы, темпоритмику, время переворачивания страницы и ощущение ее плотности изображения могут восприниматься совсем иначе. Общую идею создает каждый элемент: формат, бумага, переплет и вид печати, текст, ручные вклейки и живое присутствие автора на страницах.

Как понять, что серия заслуживает воплощения в печатном издании

Ольга Матвеева: Книга — ни в коем случае на самоцель для художника. Одни проекты ничего не приобретут в книжной форме, другие наоборот, получат поддержку и смысловое расширение. Когда мы выбираем ту или иную форму презентации, нужно задать себе несколько вопросов. Кто моя целевая аудитория? Какая дистанция должна быть между зрителем и моим проектом? Что поможет расширить или добавить моему проекту форма книги?

Женя Яхина: Перенося проект в пространство книги, мы переносим не только изображения. Это совсем другой тип высказывания. Это трехмерное пространство. Это тактильная и уязвимая вещь. Это другое время, которое можно настраивать под размышления. Это другой зритель, который может оказаться где угодно. Другие смысловые акценты и чувственность. Для кого-то книга — это ключевая форма высказывания, для кого-то — своеобразный этап или попытка переосмыслить существующий проект.

Фотокнига в 2021 году: тренды и как за ними следить

Ольга Матвеева: Никогда не задумывалась о трендах, но сейчас меня радует стремительное развитие фотокнижного дизайна, внимание к ручной работе, сложные продуманные конструкции. Я однозначно не вижу будущего в форме классического фотоальбома.
Запись дискуссии о фотокниге. Среди участников: Ольга Матвеева, фотографы Саша Мадемуазель и Игорь Мухин, основатель Samopal Books Саша Маршани, основатель lebigmag Константин Котов и сооснователь «Вкуса Бумаги» Эльчин Ализаде.
Чтобы следить за трендами, нужно смотреть вокруг, следить за новинками коллег, посещать букмаркеты и книжные фестивали, читать ревью на новые издания.

Женя Яхина: Тренды могут быть связаны с развитием печатных технологий, особенно в больших тиражах, с выбором шрифта и переплета.

Почему печатные издания не теряют актуальности

Ольга Матвеева: Книга — фетиш и тактильная радость на всех этапах от процесса продумывания конструкции до выбора бумаги и способа печати. На мой взгляд, это крайне дефицитные составляющие нашей цифровой жизни. В теле книги работает в совокупности все: формат, переплет, бумага, дизайн, запах краски, конструкция. Важен и момент возможности физического обладания книгой как для автора, так и для зрителя.

Женя Яхина: Любая книга меняет положение тела, а значит, и ощущения моего пространства, времени, присутствия, включенности, прикосновения — все это создает новые смыслы. И какая-то история может переживаться совсем иначе, чем в условном белом кубе или на экране, когда я имею возможность в прямом смысле дотронуться до нее.

Об интенсиве и знаниях, которые нужны при создании фотокниги

Ольга Матвеева: Создавая проект в любом медиа, мы стремимся добиться убедительности высказывания. В этом смысле работа над книгой ничем не отличается от создания инсталляции в музейном пространстве или даже видеоработы: автор задает ритм, дистанцию и последовательность повествования, из которых складывается восприятие зрителя.

Студенты нашего курса получают опыт и навыки в выстраивании последовательности, ритма и нарратива. Иногда завершенный проект может видоизмениться при переносе в книжную форму.
На курсе мы даем базу по верстке книги и подготовке макета к печати, помогаем выбрать подходящий материал и форму, учим грамотно общаться с типографиями. Перед тем, как пойти в типографию, студенты делают живой прототип книги, чтобы убедиться в правильном выборе формата и выстроенной последовательности. Мы обсуждаем все проекты в группе, что позволяет совместно анализировать ошибки и предлагать решения.

Наша главная особенность — работа в коллаборации с двумя преподавателями: художником и дизайнером. Книжный дизайн мы рассматриваем как один из важнейших ресурсов, способных поддержать последовательность визуального материала и расширить концепцию проекта.

Женя Яхина: В самостоятельном создании фотокниги нет границ между работой фотографа, дизайнера, редактора, фоторедактора или куратора. Это системная работа, требующая много энергии, планирования и сил. Очень важно научиться чувствовать, как концепция, взгляд и история работают в книжной форме. Как авторская идея соотносится с формой. Как звучит текст, как звучат развороты. Понимать, чем ты вообще занимаешься и что будет с книгой дальше.
Набор на практический интенсив по созданию фотокниги от Ольги Матвеевой и Жени Яхиной продолжается. Курс подойдет фотографам с готовой серией снимков, желающим научиться создавать фотокниги, развить и расширить навыки работы в поле современной фотографии.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать ссылки на новые материалы о фотографии и современном искусстве и быть в курсе новостей школы.