Click to order
Cart
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
ШКОЛА РОДЧЕНКО ОНЛАЙН
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Мотивационное письмо, презентация с работами
* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
школа родченко онлайн / 21 октября
«Для нас онлайн–Школа — это возможность работать с талантливыми людьми по всей России»
Директора Школы Родченко Елена Лунгина и Ирина Успенская рассказали, с чего все начиналось, какими качествами должен обладать абитуриент и что принесет выход Школы в онлайн.
Елена Лунгина
Родилась в Москве в 1958 году. Окончила искусствоведческое отделение исторического факультета Московского государственного университета. Работала в Госизопропаганде, ВХПО им. Вучетича. Сотрудничала с галереей «Сегодня» (Москва) и галереей «Черный квадрат» (Париж). С 2006 года совместно с Ириной Успенской является директором Московской Школы фотографии и мультимедиа имени А. Родченко.
Ирина Успенская
Родилась в Москве в 1973 году. Получила экономическое образование в МГУ им. Ломоносова в 1995 году, работала в международных компаниях, предоставляющих услуги в области консалтинга и финансов. В 2004 году закончила художественный факультет Университета Российской академии образования (мастерская Б.М. Неменского). С 2006 вместе с Еленой Лунгиной руководит Московской Школой фотографии и мультимедиа имени А. Родченко.
— Расскажите, с чего все начиналось. Кому принадлежала идея создания Школы Родченко?
Елена: Начало было положено еще в 90-е годы. Ольга Львовна Свиблова создала Школу фотографии и пригласила нас с Ириной руководить ею. В то время в российском искусстве чувствовалась нехватка современных художников. Стало понятно, что с ними нужно работать, заниматься их образованием.
Ирина: Одновременно с появлением ежегодного конкурса «Серебряная камера», основная цель которого как раз и заключалась в том, чтобы поддерживать молодых фотографов, Ольга Львовна решила создать на базе музея учебную институцию, которая бы предоставляла качественное фотографическое образование. Спустя какое-то время у нас появилось пространство на Красносельской, которое долго ремонтировалось. Функционировать Школа начала в 2006 году, а первый набор состоялся в 2007-м.

Елена: С нашим приходом она буквально сразу трансформировалась в Школу современного искусства.
— Школа сразу приобрела тот вид, который она имеет сейчас? Или же это определенный путь метаморфоз?
Ирина: Даже сейчас, спустя 13 лет после открытия, мы продолжаем меняться. Безусловно, у нас существует согласованный учебный план, где прописаны все дисциплины, но отдельные предметы могут видоизменяться. Это зависит как от преподавателей, руководящих мастерскими, так и от студентов текущего года, ведь каждый раз к нам поступают абсолютно разные люди — начиная от образования, до возраста и выбора медиа.
— Какую роль в Школе играет мастер? Я так поняла, что очень многое на курсе зависит от мастера. Студентов тоже он набирает?
Елена: Нет, студентов набирает Школа. Сейчас у нас новый набор, где будет присутствовать педагогический коллектив в полном составе: и руководители мастерских, и преподаватели технических предметов. Мастер, конечно же, отвечает за свое направление и своих студентов, но при этом каждый из них открыт к общению. Как и все остальные преподаватели. В течение трех лет у студента есть возможность пообщаться практически со всеми педагогами. И надо сказать, что мы не возражаем, когда студент принимает решение перейти от одного мастера к другому. Нам важен именно выпускник Школы Родченко, со всей совокупностью накопленных за годы обучения знаний и умений.

Ирина: Помимо лекций и практических занятий в Школе проводятся общие просмотры, на которых каждая мастерская демонстрирует, над какими проектами работают ее студенты. На просмотрах присутствуют не только однокурсники и преподаватели, но и студенты второго и третьего курса. Иногда приходят выпускники. Таким образом осуществляется общение и взаимопроникновение разных курсов, разных мастерских, разных медиа. Мы бы хотели перенести эту практику в нашу онлайн-программу.

Елена: Наша Школа очень маленькая, и устроена она таким образом, что студент может попросить совета у любого человека. Все друг друга знают и открыты к общению.
Современное медийное искусство так устроено, что сегодня ты работаешь с живописью, завтра снимаешь фотографии, а потом уже делаешь видео. И всем этим занимается один художник.
— Расскажите, почему Школу решили назвать именем Александра Родченко?
Елена: Александр Родченко ведь был не только известным художником-авангардистом. Это многогранная личность: он был фотографом, занимался рекламой, живописью, графикой, театром, кино. Он занимался всем. И мы говорим о том, что выпускник Школы Родченко — это, по сути, тоже своего рода «человек Возрождения». Мы пытаемся выпускать специалистов, которые могут переходить из одного формата в другой.
Ирина: Александр Лаврентьев, внук Александра Родченко, принимал непосредственное участие в формировании и развитии Школы. Около пяти лет он вел у нас композицию, но в какой-то момент не смог совмещать это с активной преподавательской деятельностью в Строгановке.

Елена: Александр Лаврентьев работает с архивами Александра Родченко, организует выставки, популяризирует его наследие. Это имя официально им подписано и даровано Школе. Мы и сейчас дружим.
Юлия Вергазова – Mimesis. 57 фотографий 15 x 19 см. Цифровая печать, 2015
Юлия Вергазова – Убежище. Холст, масло, триптих, 2016
Анастасия Алехина – si.sonar. Перформанс, 2012
Анастасия Алехина – Diorama. Объект, 2016
Елена Никоноле – Plastifique Biofarm. Interactive installation, hybrid-art, 2015
Елена Никоноле – Bird Language. ongoing project, neural network, 2018-2019
Елена Артеменко – Tactile Sculptures. Installation (marble), 2016
Елена Артеменко – Game HD video, 10'13'', loop 2018
— Почему Школа решила выйти в онлайн? Как это будет работать?
Ирина: Среди наших студентов есть не только москвичи. К нам часто приезжают люди из других регионов России. Надо сказать, что это очень способные и талантливые люди. Исходя из практических соображений, мы спрашиваем: «Вы понимаете, как трудно жить в Москве? Вы понимаете, сколько стоит жилье в Москве? А кто вас будет поддерживать? Совмещать работу с учебой очень сложно». Конечно, таким образом отсекается огромное количество талантливых людей. Поэтому, в первую очередь, для нас онлайн-Школа — это возможность работать с талантливыми людьми по всей России.

Помимо дневной программы у нас существует большое количество вечерних курсов по совершенно разным направлениям, в том числе для детей и подростков. У нас уже были попытки делать какие-то свои дистанционные программы, но для этого нужна хорошая техническая база, которой мы не обладаем. Среда обучения как раз смогла поддержать нас в этом.
— Кто из выпускников Школы Родченко может вдохновить на поступление ваших будущих студентов? Можете назвать несколько имен?
Елена: Их так много. Но если говорить в общем, наши выпускники — это участники Каннского фестиваля, Берлинского фестиваля, лауреаты «Премии Кандинского». Например, Саша Пирогова представляла нашу страну на Венецианской биеннале. Они регулярно становятся лауреатами премии «Инновация». Если говорить о международном уровне, то это World Press Photo. Они действительно с каждым годом становятся все более известными за рубежом.
Саша Пирогова – БИБЛИМЛЕН. 2013
Саша Пирогова – БИБЛИМЛЕН. 2013
Саша Пирогова – БИБЛИМЛЕН. 2013
Саша Пирогова – Сад. 2017
Саша Пирогова – Сад. 2017
Саша Пирогова – САД. 2017
Ирина: Если называть конкретные имена, то это Саша Пирогова, Полина Канис, Антон Акимов, Даниил Зинченко, Дмитрий Венков, Кирилл Савченков, Марго Овчаренко, Данила Ткаченко, Никита Шохов, Тоня Баевер. Но это только малая часть. А вообще, о наших выпускниках, как и о преподавателях, можно подробнее почитать на сайте.
— Если говорить о тех, кто сейчас только планирует присоединиться к вам в онлайн–формате, как вы считаете, человек должен обладать каким–то уникальным талантом, чтобы учиться в Школе Родченко?
Елена: Понимаете, в чем дело. Многие люди даже не знают, что у них есть этот уникальный дар. Конечно, какой-то талант необходим. Я считаю, что у любого поступающего есть интерес, а это уже немаловажно. Мы берем взрослых людей, у которых за плечами есть высшее образование. Можно сказать, что мы — что-то вроде магистратуры. К нам приходят люди осознанные и интересующиеся.
— Значит для поступления в Школу необходим диплом?
Елена: Мы смотрим не на диплом, а на общий уровень абитуриента. Нам нужны зрелые люди, которые уже пожили и им есть что сказать этому миру.
Ведь художник — это прежде всего идея, желание что-то сказать, донести какую-то свою мысль. Поэтому для нас очень важно, чтобы это были внутренне зрелые люди.
— А если 17–летний захочет поступить к вам на программу? У него не будет шансов?
Ирина: У нас бывают и исключения, но это единичные случаи. Есть 18-летние, которые по уму и по развитию ничем не уступают 30-летним. Помимо художественного таланта для нас все-таки очень важно мировоззрение человека.
— То есть вы абсолютно каждого, кто к вам поступает, рассматриваете как личность, как художника и вообще со всех сторон?
Ирина: Да, мы бы хотели именно так оценивать наших абитуриентов, но не можем наверняка сказать, как у нас получается. Это идеал, к которому мы всегда стремимся.
— Относительно онлайн–программы вы будете придерживаться такого же подхода?
Елена: Да, конечно. Для нас очень важно в том числе и мотивационное письмо. Мы должны понимать, что это за человек, что он из себя представляет.
— По сути получается, что особой разницы между онлайн и офлайн обучением не будет? Да, это другой формат, но принципов вы придерживаетесь тех же.
Ирина: Нам бы очень этого хотелось. Для нас онлайн-формат, как мы уже сказали, это возможность расширить географию и дать возможность учиться в Школе Родченко из других городов, не переезжая в Москву. Хотя даже в онлайн-программах нам бы хотелось иметь возможность устраивать какие-то офлайн-мероприятия время от времени, например, выставки. Потому что опять-таки важной частью образовательного процесса в нашей текущей Школе является выставочная история. Большинство наших студентов и выпускников — действующие художники. То есть те, кто остается в профессии, за кем важно и интересно наблюдать, кто несет дальше нашу педагогическую методику. Ведь часть наших выпускников становятся преподавателями.
«Автопортрет/ дневник» - по традиции первое задание на мастерской «Непосредственная фотография»
Выставка «(Не) приведи господь!» под кураторством Сергея Браткова
Три выставки курса Владислава Ефимова
Выставка «Тут неуютно. Я никого не знаю. Мы с друзьями собираемся уходить»
Елена: И еще один момент: нам очень важно взаимодействие учеников между собой, потому что они черпают силы и вдохновение не только от своих преподавателей, но и друг от друга. В этом смысле, образовательный процесс, выстроенный в Среде обучения, делает возможными не только вертикальные связи — с преподавателями, но и горизонтальные — между собой. Это и совместные проекты, и выставки, которые реально организовывать даже в онлайн-формате, обсуждение работ друг друга, присутствие на просмотрах.

Ирина: Сейчас особенно распространена практика создания художественных групп. Мы уже говорили, что при школе существуют курсы. Они появились, когда у нас сформировался полноценный контингент преподавателей для такого формата. И большая их часть — наши выпускники. Они несут уже впитанную методологию Школы Родченко.
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.